РУС БЕЛ ENG

Замещающим родителям

Рекомендации приемным родителям

ЧТО НУЖНО И ЧЕГО НЕЛЬЗЯ ДЕЛАТЬ В ПРОЦЕССЕ ВОСПИТАНИЯ ПРИЕМНОГО РЕБЕНКА?

НУЖНО:

. Принимать ребенка, таким, каков он есть, чтобы при любых обстоятельствах он был уверен в неизменности вашей любви к нему.
. Стремиться понять, о чем он думает, чего хочет, почему ведет себя так, а не иначе.
. Внушать ребенку, что он все может, если только поверит в себя и будет работать.
. Понимать, что в любых проступках ребенка следует винить, прежде всего, себя.
. Не пытаться «лепить» своего ребенка, а жить с ним общей жизнью: видеть в нем личность, а не объект воспитания.
. Чаще вспоминать, какими были вы в данном возрасте ребенка.
. Помнить, что воспитывают не ваши слова, а ваш личностный пример.

НЕЛЬЗЯ:

. Рассчитывать на то, что ваш ребенок будет самым лучшим и способным. Он не лучше и не хуже он другой, особенный.
. Относиться к ребенку как к сбербанку родители выгодно вкладывают свою любовь и заботу, а потом получают ее обратно с процентами.
. Ждать от ребенка благодарности за то, что вы его взяли в семью и заботились о нем, - он вас об этом не просил.
. Использовать ребенка как средство для достижения пусть и самых благородных (но не своих) целей.
. Рассчитывать на то, что ребенок унаследует ваши интересы и взгляды на жизнь.
. Относиться к ребенку как к неполноценному человеку, которого родители могут по своему лепить.
. Перекладывать ответственность за воспитание на учителей, методические рекомендации, бабушек и дедушек.

свернуть

Правила общения с ребенком

Правило 1 Не вмешивайтесь в дело, которым занят ребенок, если он не просит помощи. Своим невмешательством вы будете сообщать ему: "С тобой все в порядке! Ты, конечно, справишься!"
Правило 2 Если ребенку трудно, и он готов принять вашу помощь, обязательно помогите ему. При этом:
1. Возьмите на себя только то, что он не может выполнить сам, остальное предоставьте делать ему самому.
2.По мере освоения ребенком новых действий постепенно передавайте их ему.
Правило 3 Постепенно, но неуклонно снимайте с себя заботу и ответственность за личные дела вашего ребенка и передавайте их ему. Пусть вас не пугают слова "снимайте с себя заботу". Речь идет о снятии мелочной заботы, затянувшейся опеки, которая просто мешает вашим сыну или дочери взрослеть. Передача им ответственности за свои дела, поступки, а затем и будущую жизнь - самая большая забота, которую вы можете проявить по отношению к ним. Это забота мудрая. Она делает ребенка более сильным и уверенным в себе, а ваши отношения - более спокойными и радостными. Процесс передачи ответственности ребенку за его дела очень непрост. Его надо начинать с мелочей. Но даже по поводу этих мелочей родители очень тревожатся. Это и понятно: ведь приходится рисковать временным благополучием своего ребенка. Возражения бывают примерно такие: "Как же мне его не будить; ведь он обязательно проспит, и тогда будут большие неприятности в школе!" Или: "Если не буду заставлять ее делать уроки, она нахватает двоек!". Как это ни парадоксально звучит, но ваш ребенок нуждается в отрицательном опыте, конечно, если тот не угрожает его жизни или здоровью. Данную истину можно записать, как Правило 4.
Правило 4 Позволяйте вашему ребенку встречаться с отрицательными последствиями своих действий (или своего бездействия). Только тогда он будет взрослеть и становиться "сознательным". Правило 4 говорит о том же, что и известная пословица "На ошибках учатся". Нам приходится набираться мужества и сознательно давать детям делать ошибки, чтобы они научились быть самостоятельными.
Правило 5 и 6 Если ребенок вызывает у вас своим поведением отрицательные переживания, сообщите ему об этом. Правило говорит о том, что чувства, особенно если они отрицательные и сильные, ни в коем случае не стоит держать в себе: не следует молча переносить обиду, подавлять гнев, сохранять спокойный вид при сильном волнении. Обмануть такими усилиями вы никого не сможете: ни себя,ни своего ребенка, который без труда "читает" по вашей позе, жестам, интонации, выражению лица или глаз, что что-то не так. Ведь именно через эти "несловесные" сигналы передается более 90% информации о нашем внутреннем состоянии. И контролировать их очень трудно. Через некоторое время чувство, как правило, "прорывается" и выливается в резкие слова или действия. Как же сказать о своих чувствах ребенку, чтобы это не было разрушительно ни для него, ни для вас? Когда вы говорите о своих чувствах ребенку, говорите от ПЕРВОГО ЛИЦА. Сообщите О СЕБЕ, О СВОЕМ переживании, а не о нем, не о его поведении" Вернемся к нашим примерам и попробуем, применяя правила 5 и б, сконструировать ответы родителей. Они могут быть такими:
1. Я не люблю, когда дети ходят растрепанными, и мне стыдно от взглядов соседей. 
2. Мне трудно собираться на работу, когда под ногами кто-то ползает, и я все время спотыкаюсь. 
3. Меня очень утомляет громкая музыка. Заметьте, все эти предложения содержат личные местоимения я, мне, меня. Поэтому высказывания такого рода психолога назвали "Я-сообщениями"
Правило 7 Не требуйте от ребенка невозможного или трудно выполнимого. Вместо этого посмотрите, что вы можете изменить в окружающей обстановке.
Правило 8 Чтобы избегать излишних проблем и конфликтов, соразмеряйте собственные ожидания с возможностями ребенка. Как видите, это Правило похоже на предыдущее. Идея такова: бесполезно требовать от ребенка невозможного или очень трудного, к чему он еще не готов. Лучше изменить что-то вне его, в данном случае - свои ожидания.
Правило 9 Старайтесь не присваивать себе эмоциональные проблемы ребенка. О чем здесь идет речь? Раньше мы говорили о том, как важно передавать детям заботу об их повседневных делах (Правила 4 и 5). Теперь речь идет о переживаниях ребенка и о наших чрезмерных волнениях по поводу детей. Не приходилось ли вам слышать такие слова от детей (чаще от подростков и старше) в адрес родителей: "Перестань плакать (нервничать, паниковать), этим ты мне только мешаешь!"? За такими словами стоит потребность детей отделяться от родителей и в эмоциональном смысле: учиться быть самостоятельными перед лицом напряженных, а то и опасных ситуаций. Конечно, они при этом могут нуждаться в нашем участии, но участии деликатном, ненавязчивом.

свернуть

Мудрые советы для приемных родителей

Враг № 1. АДАПТАЦИЯ
«Хочу, чтоб никто не умирал!»
Чтобы родители и ребенок привыкли друг к другу, должно пройти время. Чем младше приемный, тем легче адаптация. Дети повзрослееили с тяжелым прошлым могут привыкать к новой семье до двух лет.
У маленькой Вали убили маму. Папа, живший по принципу «вечно молодой, вечно пьяный», решил, что дочь ему мешает, и отвез к бабушке. Бабушка однажды взяла и поделилась горем с пятилетней внучкой - в подробностях рассказала ребенку, как убивали ее мать. Эта «исповедь» была самым настоящим преступлением взрослого человека. После страшного рассказа девочка изменилась на глазах, стала злобной, замкнутой - таким маленьким ежиком. Когда Валю забрала к себе семья родной тетки, всем сразу стало трудно. Девочка постоянно закатывала истерики, не слушалась, грубила, ссорилась и дралась с родной дочерью своей новой мамы, а ночью просыпалась от кошмаров и плакала. На нервной почве у малышки возник энурез - недержание мочи. Валя редко вспоминала родную мать, но когда через полгода поехали на кладбище, вцепилась в могильную ограду: «Я хочу здесь остаться жить с мамой». Новая семья после этого долго переживала: получается, ей с мертвыми лучше, чем с ними, живыми? А девочка потом часто повторяла, что больше всего ей хочется, чтоб никто никогда не умирал.

Комментарий психолога:
Трудность адаптационного периода здесь связана с тем, что новая семья Вали была не готова к воспитанию «трудного» ребенка. Психологическая травма Вали со временем должна пройти, благодаря чуткому отношению. К травмированным детям нужно относиться, как к более младшим по возрасту, и сократить количество требований к ним. Потрясения, которые пережил ребенок, проявляются в различных невротических реакциях. Это могут быть всевозможные страхи, ночные кошмары, тики, энурез, заикание. Пострадавшие дети становятся слезливыми, агрессивными или замыкаются в себе. Когда взрослые понимают, что происходит с ребенком, по-доброму к нему относятся, интересуются внутренним миром, окружают любовью и заботой, создают ему атмосферу защищенности и уверенности в завтрашнем дне - ребенок «выздоравливает» и «оттаивает».

свернуть

Библиотека приемного родителя

1) Людмила Петрановская

"Травмы Поколений"
Как же она всё-таки передаётся, травма? Понятно, что можно всегда объяснить "потоком", "переплетениями", "родовой памятью" и т.д., и, вполне возможно, что совсем без мистики и не обойдёшься, но если попробовать?

2) Ядвига Монич

"Психологическая травма: причины и следствия"

Психологи утверждают: повторы негативных событий говорят о том, что у человека была психологическая травма и какие обстоятельства следует считать психотравмирующими? 

3) Владимир Добровольский

"Психотравма с позиции силы"
Когда возникает психотравма? Когда страх ломает агрессивную защиту, рассматривающую все с позиций силы. 

4) Кривонос Г.А.

"Развитие представлений о психической травме в психологической науке"
 Трудно сказать, кто первым обратил внимание на явления психической травмы, и кто первым ввел это понятие в научную литературу и в обыденную речь.

5) Капилина М.В., Петрановская Л.

"Чего боятся приёмные родители?"

О сексуализированном поведении у приёмных детей, а так же о других типичных проблемах с которыми сталкиваются замещающие родители.

5) Кэтти Гласс

"Будь моей мамой. Искалеченное детство". Книга рассказывает историю о приёмной девочке, имеющей сексуализированное поведение.

 

6) Опыт приемного родителя

7) 5 полезных фильмов для приемных родителей

свернуть

Материалы для приемных родителей

О некоторых вопросах реализации государственных гарантий по социальной защите детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, находящихся на государственном обеспечении в учреждениях профессионального образования

Детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из их числа (далее – дети-сироты), обучающимся в дневной форме получения образования в государственных учреждениях профессионально-технического, среднего специального, высшего образования, дополнительного образования взрослых государственное обеспечение предоставляется на основании приказа руководителя соответствующего учреждений образования со дня, следующего за днем прекращения государственного обеспечения в детских интернатных учреждениях, опекунских, приемных семьях, детских домах семейного типа.

 Для учащихся первого курса выплаты на приобретение одежды и обуви, мягкого инвентаря и оборудования осуществляются из расчета за 4 месяца текущего года не позднее 15 октября.

На основании заявления учащихся детей-сирот за учебные дни  может выплачиваться денежная компенсация взамен питания  в размере, установленном подпунктом 1.7 пункта 1 постановления № 840.

В случае обеспечения детей-сирот бесплатной путевкой в санаторно-курортную или оздоровительную организацию денежная компенсация стоимости питания не выплачивается за весь срок пребывания в названной организации.

За дни занятий, пропущенные по неуважительным причинам, денежная компенсация стоимости питания не выплачивается.

После того, как дети-сироты закончили обучение в учебном заведении и получили справку  о трудоустройстве или постановке на учет в службе занятости им должно быть выплачено выходное пособие.

За выходным пособием дети-сироты могут обратиться в учреждение образования в течение 12 месяцев  с момента его окончания.

Также должна быть выплачена денежная компенсация стоимости питания за время отпуска, это период после отчисления до дня устройства на работу (как правило, с 1 по 31 июля) в размере, установленном подпунктом 1.5 пункта 1 Постановления № 840.

Если ребенок-сирота решил продолжить обучение на следующей ступени образования, то пособие может быть выплачено после окончания следующего уровня образования, но только один раз.

Лица из числа детей-сирот утратившие в период получения образования статус, в связи с достижением возраста 23 лет, при отчислении из учреждения образования и при наличии справки  о трудоустройстве или постановке на учет в службе занятости имеют право на получение комплекта одежды, обуви мягкого инвентаря и оборудования по нормам согласно приложению 5 к Постановлению № 840 либо их денежной компенсации и на денежное пособие в размере установленном подпунктом 1.5 пункта 1 Постановления № 840.

Дети-сироты, зачисленные на следующую ступень образования, ранее находившееся на государственном обучении, отчисленные из учреждений образования с выплатой государственного обеспечения, предусмотренного подпунктом 1.5 пункта 1 Постановления № 840, вновь зачисляются на государственное обеспечение, но повторно выдача государственного обеспечения, предусмотренного подпунктом 1.5 пункта 1 Постановления № 840, им не производится.

Учреждения образования, принявшие на обучение детей-сирот, ранее получавших государственное обеспечение в учреждениях профессионального образования, запрашивают у этих учреждений образования информацию об обеспечении данных учащихся комплектом одежды, обуви, мягкого инвентаря и оборудования либо выплате денежной компенсации их стоимости по установленным нормам и выплате денежного пособия по установленным нормам по окончании пребывания в этих учреждениях.

В случае рождения ребенка у учащейся (женского пола) государственное обеспечение сохраняется на период, установленный листом нетрудоспособности по беременности и родам, и в период отпуска по уходу за ребенком до достижения ребенком возраста одного года.

Ежегодно материальная помощь выплачивается детям-сиротам на основании их личного заявления за счет средств стипендиального фонда учреждения образования и других источников, не запрещенных законодательством.

 

Информацию, которая сможет Вам помочь в вопросах развития, воспитания и взаимодействия для детей-сирот и детей, оставшихся без опеки родителей, Вы можете получить, ознакомившись с тематическими методическими рассылками Национального центра усыновления.

С последним выпуском Вы можете ознакомиться здесь .

свернуть